Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области проанализирована практика обращения с отходами, в том числе не относящимися к твердым коммунальным отходам (далее – ТКО), на территории большинства субъектов Российской Федерации.
По результатам проведенной работы сообщаем следующее.
К услуге «Обращение с ТКО» относится в частности вывоз крупногабаритных отходов. Согласно п. 2 Правил обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 641» (далее – Правила № 1156) крупногабаритными отходами являются ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
С учетом положений Правил № 1156 в части определения крупногабаритных отходов, их складирования, а также правил определения нормативов накопления ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2023 № 1390, в отношении проведения замеров с использованием бункеров (в которые складируются крупногабаритные отходы), крупногабаритные отходы должны быть учтены в составе ТКО при определении нормативов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений (отходы линолеума, рамы, дверные коробки и др.) классифицируются как крупногабаритные отходы и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
Отходы, образованные при капитальном ремонте жилых помещений (работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации), а также древесно-растительные отходы и покрышки автомашин, не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора.
Отходы, образованные в результате деятельности по обслуживанию придомовой территории, в том числе по обрезке, опиловке деревьев и кустарников, листва и древесные остатки при определении нормативов накопления для жилых помещений на территории Воронежской области не учитывались. Такие виды отходов подлежат утилизации специализированными организациями, имеющими лицензию на соответствующий вид деятельности, по нерегулируемой цене.
В соответствии с п. 5.6 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Воронежской области, утвержденного приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 30.06.2017 № 141, размещение на площадках для складирования крупногабаритных отходов, образующихся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), строительства и капитального ремонта объектов не допускается.
Складирование растительных отходов рядом с контейнерами может стать препятствием для работы специализированной техники, что может повлечь нарушение графика вывоза.
В целях недопущения захламления контейнерных площадок растительными отходами администрациями муниципальных образований Воронежской области должны быть определены специальные площадки для их накопления.
В настоящее время существует неопределенность в вопросе о том, относится ли к ТКО уличный смет, ветки, опавшие листья. С одной стороны, Федеральный классификационный каталог отходов относит к категории ТКО уличный смет (код 7 31 200 01 72 4) и растительные отходы, образовавшиеся при уходе за газонами и древесно-кустарниковыми посадками (код 7 31 300 00 00 0), а Верховный Суд Российской Федерации высказал позицию, что довод о том, что ТКО не могут образоваться за границами жилых помещений, основан на неправильном толковании норм права (решение от 23.09.2019 № АКПИ19-543). В некоторых судебных актах сделан вывод об обязанности регионального оператора по обращению с ТКО вывозить отходы в виде смета, веток и листьев, образовавшихся от уборки придомовой территории, на основании договора на оказание услуги по обращению с ТКО по утвержденному единому тарифу (определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2023 № 16-КГ23-32-К4, постановления АС Поволжского округа от 09.09.2022 № Ф06-20607/22 (оставлено в силе определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2022 № 306-ЭС22-24186), АС Уральского округа от 20.05.2022 № Ф09-2366/22 (оставлено в силе определением Верховного Суда Российской Федерации от 26.08.2022 № 309-ЭС22-15580), Двенадцатого ААС от 06.06.2023 № 12АП-4211/23, решение УФАС по Брянской области от 02.05.2023 № 032/01/10-774/2023).
С другой стороны, согласно абз. 21 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под ТКО понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Опираясь на данное определение, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Минприроды РФ) озвучило позицию, согласно которой отходы, образовавшиеся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (включая ветки и опавшие листья), к ТКО не относятся, а расходы по обращению с ними, включая их сбор, накопление, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов, в тарифах на услуги региональных операторов не учитываются (письмо от 21.07.2020 № 08-25-53/18336). Однако Верховный Суд Российской Федерации высказал противоположную точку зрения. Исключение, по мнению Минприроды РФ, составляет только уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории МКД. Данная позиция разделяется и судами (постановления Девятнадцатого ААС от 14.07.2021 № 19АП-3696/21, Первого ААС
от 09.08.2023 № 01АП-4715/23, Четырнадцатого ААС от 17.12.2020 № 14АП-9213/20). Верховный Суд Российской Федерации в определении от 23.01.2020 № АПЛ19-508 высказал позицию, что при уборке придомовой территории к ТКО относится, в том числе и бытовой мусор, оставленный жителями, происхождение которого невозможно определить, но не уличный смет, образовавшийся при этой же уборке.
Таким образом, только после внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации в сфере обращения с ТКО, в обязанность регионального оператора по обращению с ТКО может быть включен сбор и вывоз, в том числе отходов растительного происхождения.